Бакалавры могут расширить свой профиль до уровня магистра. По прохождении магистерской программы выпускники приобретают профессиональную компетенцию в следующих направлениях: научно-исследовательской деятельности; обобщения и критической оценки результатов; выявления перспективных направлений хозяйственной деятельности; умения выбирать актуальную и практически значимую тему исследований; осуществления проектно-экономической деятельности; объективной оценки эффективности проектов, учитывая фактор неопределенности; подготовки аналитических материалов при принятии на микро- и макроуровне стратегических решений; разработки экономически обоснованных методов управления; самостоятельного сбора и анализа информации для осуществления экономических расчетов; прогнозирования финансовых результатов деятельности организации; осуществления педагогической деятельности с применением современных методик и методов преподавания экономических дисциплин в вузах. Обязательными предметами являются: микроэкономика; макроэкономика; эконометрика. В научно-исследовательской области специалисты смогут трудиться в качестве разработчика планов или программ для проведения научных исследований, организатора статистических обследований и опросов. Выпускники работают бухгалтерами, инвесторами и бренд-менеджерами. Диплом магистра позволит занять руководящую должность в подразделении компании среднего и высшего звена. Студентам со стратегическим мышлением подойдет профессия экономиста по планированию, финансиста и экономиста-аналитика. Также возможна работа менеджером по оценкам рисков. Некоторые смогут устроиться на работу в банк в качестве финансового брокера, специалиста отдела кредитования с дальнейшей перспективой повышения до управляющего и финансового менеджера.
В магистратуре студенты овладевают навыками научно-исследовательской работы, организационного консультирования, проведения тренингов, которые направлены на развитие человека или организации. Даются навыки моделирования межличностных отношений, аналитической психологии, психоанализа, разрешения конфликтов, коррекции душевного здоровья. Магистранты учат такие предметы: психология работ с персоналом; патопсихология; психология потребителя; психология управления карьерой; психология семьи и детства; управление конфликтами; психология менеджмента; оценка персонала. Психолог может устроиться в психологические службы и реабилитационные центры, может стать психологом-консультантом по решению семейных, внуриличностных и межличностных проблем, оказывать помощь людям, зависимым от наркотиков, алкоголя, игромании; оказывать помощь тяжелобольным или людям пожилого возраста, работать тренером или коучем, заняться научной деятельностью, писать научные статьи.
Выпускники, обучившиеся по специальности, — высокопрофессиональные специалисты в области аналитико-правового обеспечения национальной безопасности в экономической сфере, правового сопровождения коммерческой деятельности, востребованные в области аналитико-правового сопровождения бизнеса. Студенты учатся обеспечивать законность и правопорядок, осуществлять оперативно- служебные мероприятия в соответствии с профилем подготовки, пресекать противоправные действия, оказывать юридическую помощь. Выпускники специалитета могут найти себя в таких профессиях, как ICO аналитик, адвокат, аналитик в области информационной безопасности, государственный инспектор, инспектор уголовного розыска, криминалист и т.д.
По данной специальности готовят высококвалифицированных и юридически грамотных специалистов в области таможенного дела и внешнеэкономической деятельности. Учебная программа специалитета состоит из внешнеэкономических и юридических дисциплин. В будущем выпускники специалитета «Таможенное дело» будут обеспечивать оформление на таможне товаров и транспортных средств и осуществлять таможенный контроль, поэтому квалифицированные специалисты-таможенники должны хорошо знать тонкости таможенных процедур, уметь быстро принимать требуемые управленческие решения, минимизировать риски и содействовать упрощению таможенного контроля и оформления. В условиях современной экономики и сложившихся мировых отношений квалифицированные специалисты таможенного дела всегда будут востребованы. Выпускников специальности «Таможенное дело» примут на работу таможенные органы, логистические и другие компании, тем или иным образом связанные с таможенными органами, компании-перевозчики, предприниматели, которым необходимо перевозить товар или грузы через границы. Молодые специалисты могут претендовать на должности: инспектора таможенной службы, декларанта, cпециалиста по таможенному оформлению, менеджера по таможне, таможенного перевозчика, специалиста ВЭД, менеджера по импорту/экспорту, специалиста по международным перевозкам.
При обучении на данном профиле педагоги способствуют становлению профессиональных компетенций в следующих сферах: обеспечения правопорядка и законности в сфере экономики; раскрытия, расследования и предупреждения правонарушений; выявления проблем в области экономики, анализируя конкретные ситуации; планирования и проведения финансового контроля, оформления его результатов и т.д. Чаще всего окончившим данное направление предлагаются должности налоговых инспекторов в государственных службах. Вместе с тем многие крупные предприятия осознали необходимость разработки превентивных мер и контроля, направленных на устранение возможных правонарушений. Именно поэтому на таких предприятиях существует собственный отдел экономической безопасности, соискателями в которые могут обратиться выпускники. При этом, как правило, в дипломе об образовании указана квалификация экономист, что позволяет одновременно с полученными знаниями устроиться экономистами в различные коммерческие и некоммерческие структуры.
Область профессиональной деятельности специалистов включает: решение комплексных задач психологического обеспечения управления, служебной деятельности личного состава и подразделений в сфере правоохранительной деятельности, обороны, безопасности личности, общества и государства, образования, социальной помощи, организации работы психологических служб, предоставляющих услуги физическим лицам и организациям, и психологического образования. Объектами профессиональной деятельности специалистов являются психические процессы, свойства и состояния человека, их проявления в служебной деятельности, в межличностных и социальных взаимодействиях на уровне индивида, группы, сообщества.
При выборе этого профиля студентам предстоит в течение четырех лет осваивать: разработку программ развития туризма; управление персоналом в организациях, предоставляющих услуги в сфере туризма; основы руководства туристической компанией; подготовку, согласование основных условий на предоставление услуг, оформление договоров и подписание контрактов при продаже туров и т.д. Диплом бакалавра дает возможность устроиться на работу в качестве менеджера по бронированию, инструктора по туризму или менеджера по продаже туров. Выпускники могут работать также в гостиничной сфере и занимать должность менеджера по гостиничному делу. Реализацию творческих способностей специалисты смогут осуществить, выполняя обязанности организатора тура или экскурсий. На начальном этапе профессиональной деятельности многие трудоустраиваются, как сопровождающие экскурсионных групп. Хорошее знание достопримечательностей, местных обычаев и других нюансов в отдельных городах позволит работать экскурсоводом. Опыт работы с детьми даст возможность стать инструктором в детско-юношеском туризме.
Все студенты, поступившие на обучение по журналистскому профилю, обучаются по единой программе, и лишь часть занятий проводится по группам в зависимости от того, какое направление выбрано. Все преподаваемые предметы можно условно разделить на специальные и филологические. В специальные входят: история журналистики, техника речи, типология СМИ, технические средства в СМИ и другие. Филологические предметы - это литература (зарубежная и русская), иностранные языки, теория литературы, языкознание, современный русский язык и т.д. Практика проводится в различных печатных изданиях, радио- и телестудиях. Профессия журналиста требует творческого подхода, ведь человек этой профессии должен уметь интересно и, главное, не предвзято написать или рассказать о событии, явлении и т.п. Задача журналиста – собирать информацию, структурировать, после чего облекать в форму, соответствующую виду средства информации. Выпускники факультета журналистики могут работать ведущими в радио- и телестудиях, корреспондентами, редакторами, обозревателями.
Областью профессиональной деятельности бакалавров по данному профилю являются: коммуникационные процессы в межличностной, социальной, политической, экономической, культурной, образовательной и научной сферах; техники и технологии массовых, деловых и персональных коммуникаций; технологии пропаганды конкурентных свойств товаров, услуг, коммерческих компаний, некоммерческий и общественных организаций, государственных учреждений и органов, их позиционирование в рыночной среде; общественное мнение. Выпускники этого профиля могут заниматься исследованием различных рынков, придумывают, а также осуществляют рекламные кампании на наружных носителях и в СМИ, организовывают интервью. Занимаются созданием рекламных роликов, могут придумывать рекламные слоганы. Функция специалистов по связям с общественностью – наладить контакты между работодателем (который может руководить как в государственных, так и в коммерческих структурах) и обществом. Таких специалистов ждут в СМИ (журналы, газеты, телевидение), пресс-службах, издательствах, в рекламных агентствах.
По этому профилю изучают мировую политику, историю дипломатии, международные конфликты, основы международной безопасности. За 4 года обучения будущие специалисты должны изучить два иностранных языка, один из которых – на более углубленном уровне. Также студенты учатся создавать дипломатические документы, разные проекты соглашений, контракты. После окончания профильных вузов выпускники могут найти работу в разных учреждениях системы Министерства иностранных дел, в отделах по внешним связям и в других организациях. Есть возможность выехать за границу и трудиться в разнообразных зарубежных представительствах, международных структурах, рекламных агентствах, транснациональных фирмах. Также выпускники могут устроиться в бизнес-компании, как в России, так и в других странах. Уровень бакалавра также позволяет трудоустроиться в СМИ, туристические фирмы, дипломатические представительства, в коммерческие или некоммерческие организации, деятельность которых связана с международными отношениями.
По юридическому профилю студенты учатся квалифицированному толкованию законов и других нормативно-правовых актов, и их применению; разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей работы; принятию решений и совершению действий в соответствии с буквой закона и т.д. Учебный процесс подразумевает обширную практику в различных судах и в смежных ведомствах, таких как прокуратура, министерства внутренних дел и юстиции; в полиции, суд-мед лабораториях, в нотариальных и адвокатских конторах, таможенных службах, частных сыскных и охранных агентствах и т.д. У окончивших обучение на юридическом факультете широкие перспективы в плане выборе будущего места работы. Это могут быть федеральные, арбитражные или конституционные суды, где бакалавр юриспруденции сможет работать судебным экспертом, судебным приставом, судьёй; в прокуратуре, где возможна работа помощником прокурора, адвоката; правоохранительные органы (полиция) - работа участковым, следователем, полицейским, криминалистом, дознавателем. Широки перспективы в частной практике, где можно работать юрисконсультом, юристом, адвокатом. Но больше всего шансов найти работу в частной компании и получить должность корпоративного юриста, следящего за юридической чистотой и правомерностью деятельности компании. В задачу корпоративного юриста также входит отслеживание всех изменений в законодательстве, составление и проверка форм договоров, консультация всех подразделений компании.
Социальная работа – это деятельность, направленная на социальную защиту человека. Студенты изучают на занятиях методы управления, психологию деятельности социального работника, экономические и правовые дисциплины, необходимые для формирования квалифицированных руководителей и специалистов социальной сферы. Сферой профессиональной деятельности выпускников являются: структурные подразделения Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской обл.; государственные и муниципальные организации по вопросам социальной работы в городах и районах; комплексные центры социального обслуживания населения; социальные отделы коммерческих и некоммерческих предприятий любой сферы деятельности; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних и т.д. Выпускник могут работать: директором комплексного центра социального обслуживания населения; специалистом, начальником отделений социальной защиты; специалистом, начальником отдела опеки и попечительства; специалистом социального отдела предприятия, фонда социального страхования и др.
В течение четырех лет изучения данной специальности студенты получат и повысят навыки в сфере: формирования ассортимента товаров и услуг; регулирования процессов хранения товаров, проведения инвентаризации, определения и списывания потерь; осуществления приема и учета товаров по количественному и качественному содержанию; изучения и прогнозирования спроса, учитывая требования потребителей в определенном сегменте рынка и т.д. При трудоустройстве на производство эта специальность позволит работать контролером качества продукции. Многие выпускники становятся брокерами и коммерсантами. Бакалавры часто начинают свою профессиональную деятельность с должности менеджера по продажам или по работе с клиентами. Крупные компании, занимающиеся оптовой и розничной торговлей, регулярно предлагают позиции товароведа или торгового представителя. Некоторые устраиваются на работу в качестве продавца-консультанта. Перспективным направлением является трудоустройство в отделы закупок и продаж на должность менеджера.
Студенты бакалавриата учатся: исследовать, анализировать рынок информационных технологий; готовить контракты и оформлять документацию по приобретению информационных технологий; проектировать и использовать информационные системы (ИС) и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ); управлять ИТ-сервисами, а также контентом информационных ресурсов фирмы; совершенствовать бизнес-процессы и проводить их аудит и т.д. Знания, полученные в бакалавриате, могут быть применены на промышленных предприятиях, в туристических и страховых компаниях, банках, в сфере торговли, услуг, на кафедрах вузов, лабораториях, в государственных структурах. Бакалавры способны создавать свой бизнес, основанный на инновациях в сфере информационно-коммуникативных технологий. При этом соответствующими должностями являются такие профессии, как бизнес-консультант, ERP-программист, Web-администратор, IT-специалист, Web-дизайнер, верстальщик, программист, контент-менеджер, специалист SAP, системный аналитик.
Учебная программа бакалавриата предполагает подготовку, за время которой студенты научатся разбираться в следующих вопросах: организация работы органов муниципальной, государственной власти; разработка проектов различных нормативно-правовых актов; ведение документации; разрешение конфликтов в органах соответствующей направленности; участие в планировании бюджета, оценке бюджетных расходов и т.д. Бакалавр, который обучался по направлению «Государственное и муниципальное управление», может занимать должность лоббиста, государственного служащего, референта, менеджера по персоналу, финансового и HR-менеджера, специалиста по государственному, антикризисному управлению. Под этим понимается, что данный профессионал может работать в правительствах, префектурах, управлениях делами Президента, мэриях, управах и муниципалитетах, а также в муниципальных, государственных учреждениях разных отраслей, например, в банках, налоговой инспекции, страховых и финансовых компаниях, консалтинговых фирмах, на промышленных предприятиях, в общественных организациях и рекламных агентствах.
Учебная программа бакалавриата построена таким образом, чтобы обеспечить освоение выпускниками следующих навыков: разработка, реализация кадровой политики, стратегии управления персоналом; анализ рынка труда в его актуальном состоянии и тенденциях развития; прогнозирование и определение потребностей в персонале; планирование движения кадровых ресурсов на предприятии и т.д. Бакалавры, окончив обучение, могут работать на таких должностях, как кадровый аудитор, HR-менеджер, начальник отдела персонала, рекрутер, психолог-тренер, специалист кадрового делопроизводства. Местом работы могут выступать кадровые агентства, HR-отделы холдингов, концернов, корпораций, органов государственной власти, тренинговые фирмы, консалтинговые и рекрутинговые компании, страховые службы, биржи труда, туристические фирмы и т. д. Выпускники бакалавриата могут также стать предпринимателями и специалистами в области образовательных услуг по тренингу и коучингу персонала, внедрению инновационных проектов в управлении человеческими ресурсами.
Подготовленный менеджер способен развивать бизнес в любых организациях, от частной сферы предпринимательства до органов государственного управления и местного самоуправления. Сферой профессиональной деятельности выпускников являются фирмы в сфере предпринимательства, в том числе собственный бизнес; органы государственного и муниципального управления всех уровней. Выпускники могут работать самостоятельным и успешным бизнесменом; менеджером в государственных органах и коммерческих предприятиях; директором предприятия; заместителем директора; начальником отделов снабжения и сбыта; менеджером по продажам; менеджером по логистике; бренд-менеджером; менеджером по рекламе и т.д.
Выпускники с успехом смогут разрабатывать экономические планы на предприятиях и производить глубокий анализ и прогнозирование сложившихся условий деятельности. Повышенное внимание педагоги концентрируют на развитии оперативных навыков мышления и умении принимать взвешенные стратегические решения. С дипломом экономиста бакалавр сможет стать соискателем на должность аналитика, банковского менеджера, брокера, бухгалтера, инвестора, менеджера по маркетингу, налогового инспектора, финансиста, экономиста-аналитика, статистика, менеджера по оценкам рисков. Специалистам с аналитическим складом ума по мере карьерного роста удается занимать должности антикризисных управляющих на предприятии. В перспективе бакалавры смогут занять руководящий пост практически любого подразделения организации, связанного с финансовой сферой. Для выполнения функций главного бухгалтера также будет достаточно полученного диплома. Студентам, в совершенстве овладевшим знаниями в юридической и финансовой сфере, можно трудоустроиться на престижную должность аудитора.
Студенты данного направления изучают нейрофизиологию, анатомию центральной нервной системы, проходят курс основ клинической психологии. Психологов учат составлять психологические портреты и заключения, анализировать психологические характеристики и процессы в различных сферах деятельности людей. С дипломом бакалавра психолог может работать в школах, вузах, реабилитационных центрах, колледжах, консультационных организациях, участвовать в деятельности служб по подбору персонала и способствовать к созданию доброжелательной атмосферы в коллективе, консультировать в сфере рекламы, помогать руководителям предприятий в реализации эффективного управления кадрами.
ОБРАЗОВАНИЕ В ЦИФРАХ
Студентов обучается в вузах Иркутской области, среди которых более 3000 иностранных студентов.
Мест доступно ежегодня для абитуриентов, среди которых свыше 10 тыс. бюджетных мест и более 8 тыс. мест с возмещением затрат на обучение.
Человек — Общая численность работников в вузах Иркутской области. Профессорско-преподавательский состав насчитывает 3275 человек, 2521 преподавателя имеют ученую степень.